Верона глазами путешественника
10622.jpg

Отправимся сегодня в прекрасную Верону

Кроме того, что это, бесспорно, один из самых романтичных городов в мире, Верона прежде всего город с более чем  двухтысячелетней историей, улицы которого помнят поступь античных гладиаторов и стук копыт средневековых рыцарей, и, безусловно, шаги великого Данте.

Город, где творили замечательные художники, скульпторы и архитекторы, чьим наследием мы можем любоваться до сих пор. Чтобы узнать и понять этот город нам потребуются годы.

Попробуем хотя бы чуть-чуть прикоснуться к его истории, поднимемся на исторический холм, войдем через главные ворота в центральную часть города, прогуляемся по главным площадям, заглянем в старый замок на берегу реки Адидже.

…Какие имена, какие впечатленья!..
Переживаешь вновь былые вдохновенья,
И с светлой грустию до полночи немой
Внимаешь, как звучит старинная канцона
На древней улице... Заснувшая Верона
Еще прекраснее под ясною луной.

И площадь тихая с безлюдными дворцами,
И башни ветхие над мертвыми домами,
Собор таинственный и тени на стенах -
Все веет на меня полузабытой былью,
Как старый манускрипт, давно покрытый пылью,
Как начертания на мраморных гербах.
( В. Немирович-Данченко, из цикла «В Италии»)

На берегу реки Адидже

Город делит на части река Адидже, петляющая с севера на юг, потом на север и снова на юг. Не менее десятка мостов соединяют правобережье Читтаделла c расположенными на левом берегу районами Борго и Тренто. Самый живописный из них Понта Пьетра (Каменный мост) - единственный в Вероне арочный мост, который был построен еще в эпоху Римской империи в 89 г. н.э. и сохранился до наших дней почти в первозданном виде. По нему пролегала в древности Постумиева дорога, соединявшая торговый город Генуя и перевал Бреннера в Альпийских горах.

Холм Сан-Пьетро

Путь к холму Сан-Пьетро, давшему начало истории Вероны, начинается от моста Понта Пьетра. Первое поселение здесь возникло в VI-V веке до нашей эры. В I веке до нашей эры на холме возник Римский театр, но с течением столетий его застроили. Последнее из масштабных изменений территории Сан-Пьетро пришлось на время господства французов, которые снесли все постройки на холме. В 1858 году на нем возникло новое здание замка Сан-Пьетро и австрийские казармы. Еще позже при раскопках был обнаружен Римский театр, функционирующий и сейчас. А между ними располагается монастырь.

Поднимаясь к вершине холма, можно увидеть множество вилл XVIII-XIX веков с разнообразной архитектурой. В 1920-х годах был даже сооружен фуникулер, долгое время он не функционировал, однако с июня 2017 года вновь возобновил свою работу. Подъем на холм занимает всего 75 секунд.
И наконец, в самом верху вас ждет прекрасный вид на всю Верону и окрестности, наслаждаться которым можно с любой стороны холма.

Исторический центр

Вход в Читтаделла с юга от моста Алеарди идет через Портони дела Бра, примыкающие к дворцу  Гран Гвардия - великолепные, красивые зубчатые арки-ворота, ведущие в центр города, на главную площадь Вероны - Пьяцца Бра.
Ворота были построены в 16-ом веке поверх сооружений 14-го века, бывших частью стены, окружавшей эту часть города. Дворец, в котором некогда располагалась городская гвардия, своей массивной конструкцией похож на расположенную неподалёку Арену де Верона. Тринадцать арок первого этажа этого здания повторяют очертания арок Арены.

Площади Вероны: Пьяцца Бра

Пьяцца Бра – самая большая площадь города. Во времена древнего Рима здесь, перед знаменитой Ареной, был Forum Boarium – рынок скота. Посреди площади разбит тенистый парк с «Альпийским» фонтаном и стоит памятник королю Виктору-Эммануилу II. Здесь же находится знаменитый Филармонический Театр.

Интересный факт: На площади Бра, проходя по знаменитому мраморному тротуару Листон, мы с вами встречаемся с шедевром природы возраста Юрского периода. Под нашими ногами камни, образовавшиеся 175 миллионов лет назад на глубине моря. Тротуары исторического центра Вероны — настоящий геологический музей под открытым небом, самые красивые каменные плиты с многочисленными очертаниями древних моллюсков находятся на Листоне под портиками, ведущими к пешеходной улице Маццини.

Арена ди Верона

Но, конечно, главной достопримечательностью площади является Арена ди Верона.
Этот амфитеатр – самый крупный и лучше других сохранившийся монумент римских времён.
Он уступает размером лишь римскому Колизею и арене Санта-Мария-Капуа-Ветере. Здесь проводились бои гладиаторов, устраивались цирковые представления и конные состязания. За столетия, прошедшие со времён Рима, уровень улиц поднялся на два метра, так что нижний этаж ушёл под землю. С площади видны два уровня арок. Когда-то вокруг всего амфитеатра шла третья, более высокая стена, но от этого кольца остался лишь один небольшой сегмент.
Сейчас Арена-ди-Верона является всемирно известной концертной площадкой и отличными подмостками для театральных фестивалей. В различные годы опера в Арена ди Верона принимала обладателей выдающихся голосов: Марию Каллас, Лучанно Паворотти, Джузеппе ди Стефано. Современная афиша фестиваля – это опера Италии в чистом виде. Ее наиболее известные шедевры: Аида, Набуко, Тоска, Дон Жуан, Севильский цирюльник, Ромео и Джульетта, Кармен. Также дают балет и концерты симфонического оркестра.

Пьяцца делле Эрбе

В средние века Верону называли "город башен". Самым высоким зданием считается башня Ламберти. С нее открывается роскошный вид на город. Здесь находится, пожалуй, лучшая в городе смотровая площадка, откуда исторический центр виден как на ладони. Ради этого захватывающего зрелища стоит преодолеть 368 ступеней и подняться на звонницу самой высокой городской колокольни. Для тех, кому тяжело подниматься пешком, работает лифт, что само по себе редкость для итальянских колоколен.

Башня находится на самой знаменитой площади Вероны Пьяцца делле Эрбе (Площадь трав). Это самая древняя площадь Вероны, расположенная на месте античного римского форума. Днем Пьяцца напоминает рыночную площадь с многочисленными сувенирными лавками, ближе к вечеру она заполняется шумом уютных кафе. В эпоху Древнего Рима она была центром политической и экономической жизни города.
В глубине Пьяцца делле Эрбе вы обнаружите колонну Святого Марка, а на ней - венецианского крылатого льва с открытой книгой. Это означает, что в момент установки Венецианская республика, в состав которой входила Верона, ни с кем не воевала.
В центре площади стоит фонтан Мадонны ди Верона, со всех сторон его окружают здания разных эпох: здесь и готический Дом Купцов, и Народный Банк Вероны, и средневековое Палаццо Маффеи, к которому примыкает башня Дель Гарделло, и дом Маццанти, чей фасад в 16 веке был украшен фресками, а также старинное Палаццо дель Комуне и Дом Джудичи.
Палаццо Маффеи включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня любой желающий имеет шанс пожить в настоящем дворце, так как внутри расположены апартаменты. Внутри палаццо построена уникальная лестница. Полностью сделанная из камня, лестница в виде спирали не имеет вертикальной опоры, проходит через всё здание снизу вверх из подвалов до сада на крыше и «сама себя поддерживает». Лестница получилась благородной и просторной, она вся будто парит в воздухе.


Интересный факт: В Эпоху Возрождения традицией в городе стало украшение фасадов зданий фресками. За это Верону называли «живописным городом».
На стенах домов писали геометрические узоры, сцены из прошлого, мифологические сюжеты, аллегории и даже повседневные сценки. Многие фрески и произведения искусства в Вероне дошли до нас только из-за того, что за ними ухаживали.
В XVII — XVIII веках религиозные власти давали индульгенции тем жителям, которые периодически смазывали свиным жиром колонны, статуи и фрески в городе. Когда мрамор и фрески систематически покрывали слоем жира, они меньше портились от атмосферных воздействий.
В Вероне фрески на домах не заполняли свободное пространство на фасадах, а являлись составной частью единого творческого замысла. Дома строили с учётом украшений фресками. И часто нарисованными на фасадах были не только сцены и узоры, но и статуи и архитектурные детали. Такие примеры — Дом Кавалли (Пасквини), и дом Маццанти, где были нарисованные проёмы, арки, ниши и карнизы, которые казались мраморными.

Площадь Синьории

Более камерной и торжественной по сравнению с Эрбе смотрится площадь Синьории.
Пьяцца также окружена роскошными дворцами. Дворец Подеста, Лоджа-дель-Консильо, Дворец Кансиньорио. Большой дворец Скалиджери или Дворец Подеста с черными дроздами по фасаду в начале 14 века стал резиденцией правителя Вероны Кангранде I делла Скала, во время правления которого дворец посещали многие видные культурные и политические деятели эпохи.
В частности, во дворце жил Данте Алигьери, которому Кангранде предоставил убежище после изгнания поэта из Флоренции. В центре площади стоит памятник Данте. Раньше дворец Подеста был украшен фресками Джотто, которые до нашего времени не сохранились.
Через арку площади Синьории «Вольто делла тортура», т.е. «Свод пыток» мы попадаем к семейной усыпальнице династии Скалиджери, памятники которой по праву считаются шедеврами готического искусства Вероны. Наиболее впечатляющими представляются три больших саркофага с навесами и конными статуями наверху. Это так называемые Арки Скалигеров - гробницы Кангранде I, Мастино II и Кансиньорио делла Скала.

В лице Кангранде, вступившего на престол в 1312 году, дом делла Скала достиг вершины могущества. Кангранде был счастливым воином и искусным политиком. Пределы своего государства он в несколько лет распространил на Бассано, Чивидале, Падую и Тревизо… Можно считать доказанным, что именно о нем мечтал Данте, как о том государе, который мог бы объединить под своей властью Италию и тем положить конец снедавшим ее распрям и междоусобицам.
(Павел Муратов «Образы Италии»)

Замок Кастильвеккио

Одной из самых масштабных построек в Вероне считается замок Кастильвеккио, построенный в XIV веке, во время правления династии Скалигеров. Это была часть оборонных сооружений города, хорошо укрепленная крепость, чудо военной архитектуры того времени. Поначалу он назывался Сан Мартино аль Понте. В конце XVIII века здесь была резиденция Наполеона. А в середине XIX века некоторое время размещался австрийский гарнизон.
Кастельвеккио построен из красного кирпича и выполнен в характерном для того времени готическом стиле. По периметру замок огорожен каменным забором с зубцами и сторожевыми башнями. Стены окружены глубокими рвами, наполненными водой.
Зубцы похожи на букву М. С этим связана легенда о двух противоборствующих кланах, гвельфах и гибеллинах, не признающих друг друга. Это противоборство дошло до того, что даже зубцы в своих замках делали по-разному. У гвельфов — заостренные, похожие на крылья птицы, у гибеллинов — прямоугольные. Делалось это для того, чтобы всем уже издали было видно, кому принадлежит постройка.
С левобережной Вероной замок соединяет перекинутый через реку мост Скалигеров. Это очень мощное и одновременно эстетичное сооружение, с такими же как и в замке бойницами и заостренными зубцами. Состоит из трех разных по длине арок, которые опираются на две пятиугольные башни. Мост был настолько крепким и надежным, что простоял без реконструкций около 500 лет.
Сегодня в Замке Кастельвеккио работает исторический музей. Один из его залов полностью посвящен истории самого замка. Экспозиция — это богатая коллекция средневековой живописи и скульптуры, в которой в том числе представлены работы Беллини и Пизанелло. Часть экспозиции находится во внутренних двориках.

Арка Гави

На берегу Адидже у замка Кастельвеккио находится еще один интересный памятник Римской эпохи – Триумфальная арка веронской семьи Гави. В Средние века арка использовалась как ворота в городской стене, которыми была окружена Верона по решению Городского Совета, а в 16 веке к ней пристраивали различные сооружения – лавки ремесленников и магазины.
В эпоху Ренессанса многие художники и архитекторы брали Арку Гави за образец классического стиля при возведении церквей, часовен и капелл Северной Италии. Среди вдохновленных аркой мастеров – великий Андреа Палладио.
В 1805 году, когда Италия была завоевана Наполеоном, арку разобрали, чтобы улучшить доступ в город французам. Камни разрушенного монумента сначала поместили на площадь Пьяцца Читтаделла, а затем перенесли в амфитеатр Вероны. В 1814 году для строительства новой дороги были разобраны и нижние части колонны арки, оставшиеся на прежнем месте, и ее основание.
Под Аркой сохранились камни чёрного базальта со следами от колесниц — так выглядела дорога Римской Империи Постумия, построенная в 148 г. до н.э., на подступах к городу Верона.
Площадь вокруг Арки Гави была реконструирована. Во время строительства ограждения и установки видеокамер около Арки в марте 2012 года был обнаружен Римский Домус (городской жилой дом одного рода). Возможно, он принадлежал как раз знатной семье Гави, в честь которой возвели неподалёку эту Триумфальную Арку. Часть пола Домуса покрывала уникальная мозаика II века — единственная в Северной Италии такого возраста, качества, цвета и размеров (20 кв. м), также на стенах помещений была обнаружена фреска III века.

Продолжение следует...

В следующий статье мы вместе с вами откроем для себя шекспировскую Верону, пройдем по следам легенды  романтических героев трагедии - Ромео и Джульетты.